16002C
Титульный экран
Содержание
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТОВАР «ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.2 Потребность в товаре «электрическая энергия»
1.3 Требования потребителей к качеству электроснабжения
Вопросы для самопроверки к гл. 1
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
2.2 Энергосбыт
2.3 Правовые и экономические взаимоотношения энергоснабжающих организаций и потребителей на РРЭМ
2.4 Организация сбыта электроэнергии на ОРЭМ
Вопросы для самопроверки гл. 2
3. СИСТЕМЫ УЧЕТА, КОНТРОЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
3.1.1 Приборный учёт электроэнергии на предприятии
3.1.2 Автоматизированный учёт электроэнергии
3.2 Контроль потерь электроэнергии при её реализации
Вопросы для самопроверки гл. 3
4. УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ
4.2 Программы управления электропотреблением
4.3 Регулирование режимов электропотребления
4.4 Стимулирование энергокомпаний
Вопросы для самопроверки гл. 4
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ







4. УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ


4.1 Концепция управления спросом



Сущность управления спросом заключается в целенаправленном и планомерном воздействии энергокомпании на объёмы, структуру и режимы энергопотребления в обслуживаемом регионе. В результате активного воздействия на формирование спроса на энергию и мощность энергокомпания получает возможность обеспечить дополнительные энергетические потребности в любом секторе своего региона с минимальными издержками.


Мотивация энергокомпании к управлению спросом формируется посредством как внешних факторов, так и целенаправленного стимулирования со стороны региональных регулирующих органов.


В числе внешних факторов наиболее важными стимулами в современных условиях являются:


    • Растущие затраты на сооружение и эксплуатацию энергоисточников и сетей;
    • Неопределённость будущего спроса на энергию;
    • Усиление конкуренции со стороны независимых источников электроэнергии;
    • Регулирование тарифов на электроэнергию.


Вместе с тем имеются такие важные предпосылки, как наличие значительного потенциала энергоснабжения в различных секторах экономики и относительно низкие затраты и сроки окупаемости инвестиций в повышение эффективности энергопользования. Например, в среднем сэкономленный киловатт–час электроэнергии стоит в 3 раза дешевле, чем произведённый.


Система управления спросом помимо управляющего субъекта – региональной энергокомпании – включает формы, способы, средства и объекты управления. Эффективность функционирования такой системы должна оцениваться по конечным результатам, различающихся для ЭСО, потребителей энергии и региона в целом (рис. 4.1).


Ожидаемые результаты деятельности по управлению спросом можно распределить по субъектам интересов следующим образом.


Энергокомпания (ЭСО):


    • экономия затрат сооружение и эксплуатацию генерирующих и сетевых мощностей;
    • расширение рынка и повышение устойчивости финансовых результатов в долгосрочной перспективе;
    • создание привлекательного имиджа компании в регионе.


Потребители энергии:


    • повышение надежности и качества энергоснабжения;
    • более низкие и стабильные тарифы на электроэнергию;
    • снижение энергоёмкости продукции, услуг и повышение уровня электрификации при относительно меньших затратах.


Регион (долгосрочные общественные интересы):


    • более надежное энергообеспечение экономического роста;
    • повышение уровня энергетической независимости;
    • социально–экономический эффект электрификации народного хозяйства;
    • улучшение экологической обстановки.





Рисунок 4.1 – Схема управления спросом на энергию в регионе



Однако в условиях отечественных и зарубежных энергокомпаний существуют определенные различия, которые необходимо учитывать при разработке систем управления спросом:


1. Рыночная мотивация российских энергокомпаний (генерирующих и сетевых) пока остаётся слабой, а нереализованный потенциал энергоэффективности в народном хозяйстве в России значительно выше, в зарубежных странах. Поэтому надо создавать действенный механизм государственного стимулирования деятельности по управлению спросом на региональном уровне, который бы сочетал административные и экономические меры воздействия.

2. Большинство зарубежных ЭСО при разработке программ управления спросом делают акцент только на снижение пика электрической нагрузки и общую экономию электрической энергии. Между тем в регионах РФ имеются существенные резервы повышения уровня электрификации, которые должны будут реализовываться по мере повышения темпов экономического роста и в ходе технологической перестройки производства. Это тот случай, когда процессы электрификации и электросбережения необходимо рассматривать в рамках единой системы управления спросом.

3. В программах иностранных компаний значительное место отводится экономии электроэнергии в жилом секторе. В связи с относительно низкой насыщенностью быта электроприборами эта проблема для нас пока не столько актуальна. В процессах регионального использования электроэнергии приоритет должен быть отдан промышленным предприятиям [5].