4. УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ 4.1 Концепция управления спросом Сущность управления спросом заключается в целенаправленном и планомерном воздействии энергокомпании на объёмы, структуру и режимы энергопотребления в обслуживаемом регионе. В результате активного воздействия на формирование спроса на энергию и мощность энергокомпания получает возможность обеспечить дополнительные энергетические потребности в любом секторе своего региона с минимальными издержками. Мотивация энергокомпании к управлению спросом формируется посредством как внешних факторов, так и целенаправленного стимулирования со стороны региональных регулирующих органов. В числе внешних факторов наиболее важными стимулами в современных условиях являются:
Вместе с тем имеются такие важные предпосылки, как наличие значительного потенциала энергоснабжения в различных секторах экономики и относительно низкие затраты и сроки окупаемости инвестиций в повышение эффективности энергопользования. Например, в среднем сэкономленный киловатт–час электроэнергии стоит в 3 раза дешевле, чем произведённый. Система управления спросом помимо управляющего субъекта – региональной энергокомпании – включает формы, способы, средства и объекты управления. Эффективность функционирования такой системы должна оцениваться по конечным результатам, различающихся для ЭСО, потребителей энергии и региона в целом (рис. 4.1). Ожидаемые результаты деятельности по управлению спросом можно распределить по субъектам интересов следующим образом. Энергокомпания (ЭСО):
Потребители энергии:
Регион (долгосрочные общественные интересы):
Рисунок 4.1 – Схема управления спросом на энергию в регионе Однако в условиях отечественных и зарубежных энергокомпаний существуют определенные различия, которые необходимо учитывать при разработке систем управления спросом: 1. Рыночная мотивация российских энергокомпаний (генерирующих и сетевых) пока остаётся слабой, а нереализованный потенциал энергоэффективности в народном хозяйстве в России значительно выше, в зарубежных странах. Поэтому надо создавать действенный механизм государственного стимулирования деятельности по управлению спросом на региональном уровне, который бы сочетал административные и экономические меры воздействия. 2. Большинство зарубежных ЭСО при разработке программ управления спросом делают акцент только на снижение пика электрической нагрузки и общую экономию электрической энергии. Между тем в регионах РФ имеются существенные резервы повышения уровня электрификации, которые должны будут реализовываться по мере повышения темпов экономического роста и в ходе технологической перестройки производства. Это тот случай, когда процессы электрификации и электросбережения необходимо рассматривать в рамках единой системы управления спросом. 3. В программах иностранных компаний значительное место отводится экономии электроэнергии в жилом секторе. В связи с относительно низкой насыщенностью быта электроприборами эта проблема для нас пока не столько актуальна. В процессах регионального использования электроэнергии приоритет должен быть отдан промышленным предприятиям [5]. |